ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНТРОЛЬ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ
РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ ИХ ДОХОДАМ
ПАМЯТКА ДЛЯ СЛУЖАЩИХ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1
Институт контроля за расходами чиновников введен в действие с
1 января 2013 г. Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О кон-
троле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные
должности, и иных лиц их доходам».
В случае, если чиновник или члены его семьи (супруг/супруга, не-
совершеннолетние дети) в течение отчетного года расходуют на совер-
шение сделок по приобретению недвижимости, транспортных средств,
ценных бумаг сумму, превышающую общий доход данного лица, его
супруги (супруга) за три последних года, то в отношении его принима-
ется решение об осуществлении контроля за расходами.
Законом установлен порядок осуществления контроля за расхода-
ми чиновников, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а
также механизм обращения в доход государства имущества, в отноше-
нии которого не представлено сведений, подтверждающих его приоб-
ретение на законные доходы.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2
ЛИЦА, ЧЬИ РАСХОДЫ ПОДЛЕЖАТ КОНТРОЛЮ:
Занимающие (замещающие):
• государственные должности Российской Федерации, в отноше-
нии которых федеральными конституционными законами или
федеральными законами не установлен иной порядок осущест-
вления контроля за расходами;
• должности членов Совета директоров Центрального банка Рос-
сийской Федерации;
• государственные должности субъектов Российской Федерации;
• муниципальные должности;
• должности федеральной государственной службы, включенные
в перечни, установленные нормативными правовыми актами
Президента РФ;
• должности государственной гражданской службы субъектов
Российской Федерации, включенные в перечни, установленные
законами и иными нормативными правовыми актами субъек-
тов РФ;
• должности муниципальной службы, включенные в перечни,
установленные законами, иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ и муниципальными нормативными пра-
вовыми актами;
• должности в Банке России, перечень которых утвержден Сове-
том директоров Банка России;
• должности в государственных корпорациях, включенные в пе-
речни, установленные нормативными правовыми актами РФ;
• должности в ПФР, ФСС, ФФОМС, включенные в перечни, уста-
новленные нормативными правовыми актами РФ;
• должности в иных организациях, созданных РФ на основании
федеральных законов, включенные в перечни, установленные
нормативными правовыми актами РФ;
• отдельные должности на основании трудового договора в ор-
ганизациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных
перед федеральными государственными органами, включенные
в перечни, установленные нормативными правовыми актами
федеральных государственных органов.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3
ЭТИ ЛИЦА ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВЕДЕНИЯ О РАСХОДАХ
И ОБ ИСТОЧНИКАХ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ ЕЖЕГОДНО
В ОТНОШЕНИИ КАЖДОЙ СДЕЛКИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ:
в случаях:
– сделка совершена в течение календарного года;
– общая сумма таких сделок превышает общий доход супругов за
последние три года, предшествующие совершению контролируемой
сделки.
ВАЖНО! Обязанность по представлению сведений
о расходах по контролируемым сделкам возникает в отношении
сделок, совершенных с 1 января 2012 г.
– объектов недви-
жимости (земельные
участки, квартиры,
дома и др.);
– транспортных
средств (автомо-
биль, мотоцикл, лод-
ка, катер, самолет,
вертолет и др.);
– ценных бумаг
(долей участия, паев
в уставных (скла-
дочных) капиталах
организаций);
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4
ОСНОВАНИЕМ для принятия решения об осуществлении контро-
ля за расходами является достаточная информация о том, что лицом,
его супругом (супругой) или несовершеннолетними детьми совершена
сделка по приобретению имущества на сумму, превышающую доход за
три последних года.
ЭТА ИНФОРМАЦИЯ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ
МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА:
• правоохранительными органами, иными государственными
органами, органами местного самоуправления, работниками
подразделений по профилактике коррупционных правонару-
шений, должностными лицами Банка России, государственной
корпорации, ПФР, ФСС, ФОМС;
• руководящими органами политических партий и общероссий-
ских общественных объединений;
• Общественной палатой Российской Федерации;
• общероссийскими СМИ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5
ПРОЦЕДУРА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА РАСХОДАМИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
Истребование от
лица сведений:
– о его расходах, а
также о расходах его
супруги (супруга),
несовершеннолет-
них детей по каждой
сделке, если общая
сумма таких сделок
превышает общий
доход за три года;
– об источниках по-
лучения средств, за
счет которых совер-
шена такая сделка.
Проверка достовер-
ности и полноты
представленных
сведений.
Может прово-
диться самостоя-
тельно или путем
направления запроса
в федеральные орга-
ны исполнит. власти,
уполномоченные на
осуществление опе-
ративно-розыскной
деятельности.
Определение со-
ответствия расхо-
дов лица, а также
расходов супруги
(супруга) и несовер-
шеннолетних детей
по каждой сделке их
общему доходу.
ВАЖНО! Информация анонимного характера не может служить
основанием для принятия решения об осуществлении контроля
за расходами должностных лиц, их супруг (супругов) и несовер-
шеннолетних детей.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6
РЕШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ
ЗА РАСХОДАМИ ПРИНИМАЕТСЯ:
• должностным лицом, определяемым Президентом Российской
Федерации;
• руководителем федерального государственного органа либо
уполномоченным им должностным лицом;
• высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;
• Председателем Банка России либо уполномоченным им долж-
ностным лицом;
• руководителем государственной корпорации, ПФР, ФСС,
ФОМС.
Лицо, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а так-
же за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
вправе:
Обращаться
с ходатайством в орган,
подразделение или
должностному лицу,
ответственным за
профилактику коррупционных
правонарушений, о
проведении с ним беседы
по вопросам, связанным с
осуществлением контроля за
его расходами. Ходатайство
подлежит обязательному
удовлетворению.
Давать пояснения в
письменной форме, в
том числе об источниках
получения средств, за счет
которых совершена
сделка.
Представлять
дополнительные материалы
и давать по ним пояснения в
письменной форме.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7
ЛИЦО, ПРИНЯВШЕЕ РЕШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ:
• информирует в установленном порядке руководителя государ-
ственного органа о результатах осуществленного контроля;
• вносит в случае необходимости предложения о применении к
лицу мер юридической ответственности и (или) о направлении
материалов в органы прокуратуры и (или) иные государствен-
ные органы;
• вносит предложение комиссии по соблюдению требований к
служебному поведению и урегулированию конфликта интере-
сов рассмотреть результаты осуществленного контроля.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за непредставление сведений о расходах и
об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка:
Освобождение от
должности, увольне-
ние со службы
Если в ходе про-
цедуры контроля
выявлено, что расхо-
ды лица не соответ-
ствуют полученным
доходам
Направление ма-
териалов проверки
в 3-дневный срок в
органы прокуратуры
Органы прокурату-
ры принимают реше-
ние о направлении
в суд заявления об
обращении в доход
государства имуще-
ства, приобретенно-
го на неподтверж-
денные доходы
Если в ходе про-
цедуры контроля
выявлены призна-
ки преступления,
административного
или иного правона-
рушения
Направление
материалов в 3-днев-
ный срок в государ-
ственные органы в
соответствии с их
компетенцией
Решение вопроса
о привлечении лица
к уголовной или
административной
ответственности
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9
Генеральным прокурором издан приказ от 14.04.2015 № 179
«О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Фе-
деральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соот-
ветствием расходов лиц, замещающих государственные должно-
сти, и иных лиц их доходам», и об организации прокурорского
надзора за исполнением данного Федерального закона».
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 03.12.2012
№ 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещаю-
щих государственные должности, и иных лиц их доходам» Гене-
ральный прокурор Российской Федерации или подчиненные
ему прокуроры при получении материалов по результатам осу-
ществления контроля за расходами (свидетельствующих о несо-
ответствии расходов должностного лица, его супруги/супруга,
несовершеннолетних детей их общему доходу) обращаются в суд
с заявлением об обращении в доход Российской Федерации иму-
щества, в отношении которого не представлено сведений, под-
тверждающих его приобретение на законные доходы.
Органами прокуратуры Российской Федерации приняты меры по
повышению эффективности работы и реализации прокурорских пол-
номочий по контролю за расходами чиновников и обращению в доход
Российской Федерации имущества, в отношении которого не представ-
лены доказательства его приобретения на законные доходы.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10
С момента предоставления соответствующих полномочий Феде-
ральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответстви-
ем расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных
лиц их доходам» прокурорами проведено более 14 тыс. проверок в
сфере исполнения законодательства о контроле за соответствием рас-
ходов, выявлено около 12 тыс. нарушений закона, принесено порядка
5 тыс. протестов, по результатам рассмотрения которых изменено бо-
лее 4 тыс. незаконных нормативных правовых актов, внесено около
3 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено
более 2 тыс. должностных лиц.
14000
12000
5000
3000 2000
0
2000
4000
6000
8000
10000
12000
14000
16000
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11
Всего за период 2014–2016 годов в суды предъявлено более 40 иско-
вых заявлений об обращении в доход Российской Федерации объектов
имущества (транспортные средства, земельные участки, жилые и не-
жилые помещения), в отношении которого чиновниками не представ-
лены сведения, подтверждающие их приобретение на законные дохо-
ды. Общая стоимость такого имущества составила 2,4 млрд. руб.
За указанный период судами удовлетворено 20 исковых заявлений на
совокупную стоимость имущества в размере, превышающем 2 млрд. руб.
2 млрд.
руб.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12
ПРИМЕРЫ ПРОКУРОРСКО-СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ:
Органами прокуратуры Саратовской области проведена проверка
поступивших от губернатора региона материалов о результатах контро-
ля за расходами чиновницы, работающей в комитете финансов адми-
нистрации Балаковского муниципального района, а также за расходами
ее супруга. Установлено, что муж сотрудницы администрации в 2014
году приобрел автомобиль «Lexus RX 350» стоимостью 2,6 млн. руб.,
однако чиновница представила недостоверные сведения об источниках
получения средств, за счет которых была совершена эта покупка. Бала-
ковский районный суд Саратовской области в полном объеме удовлет-
ворил заявление прокурора об обращении автомобиля в доход государ-
ства. Апелляционная инстанция оставила это решение без изменения.
Постановление об окончании исполнительного производства вынесено
30.06.2016, транспортное средство передано судебным приставом в Тер-
риториальное управление Росимущества в Саратовской области.
В Краснодарском крае состоялось судебное решение по заявлению
прокурора об обращении в доход государства земельного участка и
жилого дома, приобретенных судебным приставом и ее супругом на
неподтвержденные доходы. В ходе судебного разбирательства установ-
лено, что жилой дом уничтожен ответчиками, в связи с чем исковые
требования изменены на обращение в доход государства стоимости
жилого дома. Решение суда исполнено в полном объеме, в доход госу-
дарства перечислен денежный эквивалент стоимости дома в размере
3,2 млн. руб. На земельный участок зарегистрировано право Россий-
ской Федерации.
Заводским районным судом города Орла удовлетворено исковое за-
явление прокурора Орловской области об обращении в доход Россий-
ской Федерации имущества депутата Орловского областного Совета
народных депутатов, приобретенного на неподтвержденные доходы.
Установлено, что депутат в 2013 году при официальном доходе 5,4 млн.
руб. купил помещения хозяйственного назначения в городе Орле на сум-
му 28 млн. руб. Решение суда вступило в законную силу, 22.09.2016 на
объекты недвижимости зарегистрировано право Российской Федерации.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14
Контактные данные
Почтовый адрес: 125993, ГСП-3, Россия,
Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.
Интернет-сайт:
http://www.genproc.gov.ru/anticor/
Адрес электронной почты управления по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции
Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
86 upravlenie@genproc.gov.ru